Техники запоминания. Как развить память у ребенка

ychimМногие молодые родители, занимаясь с ребенком задаются вопросом, как добиться хорошего запоминания чтобы выучить стишки, как выучить алфавит, чтобы подготовить малыша к школе. На помощь родителям приходят школы развития ребенка, где проводят занятия с детьми по разным темам, помогают им и родителям преодолеть первые сложности. Главным ключом к любым знаниям является запоминание информации.

Существуют разные техники запоминания. Начиная от древнеримских и заканчивая самыми супер современными. Однако, чтобы точно понять, какая техника окажется для вашего ребенка наиболее действенной надо выяснить кто он: визуал, аудиал или кинестетик. Чаще всего это определятся только опытным путем: пробуете одну методику, если «не идет» или ребенку не нравится, то вторую, третью. При повторении методику надо поменять. Бывает и так, что в один день пользуются успехом визуальные методики, а в другой аудиальные или кинестетические.

Для визуалов, т.е. детей, у которых ведущим органом восприятия является зрение, подойдут такие техники запоминания:

«Рисовальная» техника

Пусть ребенок нарисует возникающие ассоциации с тем, что надо запомнить. Например, мы так учили имена-фамилии детских писателей, которые никак не хотели запоминаться. В результате для каждого автора ребенком была нарисована такая картинка: в центре сам автор, а по бокам герои его произведений. ychim 1

Техника Сократа

Разложить листочки на которых написано то, что необходимо запомнить в разных местах квартиры. Затем запоминать последовательность мест и информации, которая там находится. Мы проводим такую игру, когда, например, учим правила по русскому языку: на листе А4 рисуем план-схему квартиры, на которой отмечаем, где какое правило спрятано. В указанных местах помещаем текст с правилом (красиво написанный разноцветными фломастерами). Далее находим первое правило читаем, повторяем. Находим второе и так далее. (В день не больше двух). После недели повторений достаточно просто посмотреть на план-схему и ребенок уже вспоминает текст правила, а если подзабыл, то можно пойти и проверить. Новые правила добавляем постепенно.

Табличная техника

ychim 2Сделать множество «запоминательных» табличек-карточек и развесить их по квартире в самых посещаемых местах. Я сама использовала эту методику для запоминания иностранных слов. Результат был.

Смысловая техника

Здесь суть в том, что вы показываете ребенку карточки того, что нужно запомнить и просите придумать небольшую историю про изображение на каждой карточке. Это могут быть истории с разным сюжетом или сквозной сюжет для всех карточек, как удобнее.

Некоторые из этих техник запоминания требуют предварительной подготовки. Но результат того стоит!

Если ваш ребенок аудиал, т.е. ведущим образом его восприятия является слух, то можно воспользоваться такими техниками запоминания:

Ассоциативная техника

Подбор устных ассоциаций к изучаемым предметам. Ассоциации могут быть не обязательно связаны с предметом напрямую. Это может быть подбор слов по созвучию или разбиение на несколько частей. Обратите внимание на фотографию, приведенную мной выше: у писателя Носова длинный нос. Такая была придумана устная ассоциация мои ребенком.

Стихотворная техника

Придумывайте стишки и песенки, сочиняйте буриме и лимерики на нужную тему. Нелепые, смешные рифмовки лучше запоминаются и дольше удерживаются в памяти. Вот как можно выучить некоторые данные по предмету «Петербурговедение»:
Острова их 42, а вокруг река Нева.
Едет Петр на коне, сделал скульптор Фальконе.
Повторительная техника. Самая простая в исполнении. Разбейте то, что нужно выучить на небольшие блоки и повторяйте их вслух с ребенком несколько раз, пока он не запомнит. Затем сделайте перерыв и повторите еще раз по схеме, предложенной в конце статьи.

Кинестетикам, т.е. детям для которых важны тактильные, двигательные ощущения, надо давать возможность двигаться во время занятий, иначе у них все внимание оказывается сосредоточенным на том, как усидеть спокойно, а не на том, что же надо запомнить.

Таким детям подойдут следующие техники запоминания:

Тактильная техникаychim 4

Проработайте с помощью движений и ощущений запоминаемые образы. Например, если надо выучить стихотворение: «Идет бычок, качается», можно взять бычка, досочку и проиграть все события стихотворения.

Композиционная техника

Используйте разные материалы для создания запоминаемых образов. Это может быть: пластилин, бархатная бумага, краски, использованные баночки и бутылочки, шишки, желуди, нитки и все что угодно еще. Так мы учим словарные слова: например, вылепили из пластилина топор и на нем выложили рисунками букву О.

Моторная техника

Дайте ребенку возможность самому стать изучаемым предметом. Пусть покажет жестами, движениями, мимикой изучаемое стихотворение или правило.
Теперь несколько общих советов: чтобы лучше запомнить, информация о запоминаемом предмете должна быть избыточной. Т.е. лучше побольше рассказать, придумать ассоциации, сделать рисунок и т.д., так как сухие сведения имеют привычку немедленно из головы улетучиваться.

Давайте больше объяснений. Особенно это касается выучивания стихотворений. Часто дети не понимают значения самых простых, на наш взгляд, слов. Поэтому прежде чем учить наизусть, используя техники запоминания, проверьте, что ребенок понял все слова по отдельности и общий смысл в целом. Особенно это касается классических произведений Пушкина, Лермонтова, Блока и т.п.

Простой пример: в пychim 3ервом классе часто учат наизусть стихотворение А.А. Блока «Ветхая избушка». Вопросы начинаются уже с заглавия: что значит ветхая? Кто такие шалунишки? Что значит: «весел ребятишкам быстрых санок бег?» (необычно сконструированное предложение). Резвая игра это какая? Это все вопросы, которые надо задать ребенку, чтобы знать понимает ли он все эти слов и выражения. Затем разобрать текст по смыслу и только после это начинать учить при помощи выбранной техники запоминания.

Если дело касается практических знаний: например, правил русского языка или таблицы умножения, больше применяйте их в деле.

После того как то, что должно быть выучено, попало в кратковременную память ребенка, необходимо успех закрепить и перевести полезные данные в память долговременную. Как известно: «повторенье мать ученья», но повторять надо с умом. Детские психологи советуют следующую схему:

    • Повторить сразу после выучивания.
    • Повторить через полчаса после выучивания.
    • Повторить через день.
    • Повторить через 5 дней.
    • Повторить через 2-3 недели.
    • На каждом этапе доучивать то, что подзабылось, используя другую методику.